А РЕВДЕ оно надо? 555 просмотров
Последнее время мы наблюдаем нарастание околоэкологической и псевдо-экологической деятельности. Проведение немногочисленных, но громких по заявлениям митингов; инициирование все новых проверок деятельности СУМЗа; организация своеобразного костюмированного балагана у памятника Ленину; обнародование через Интернет писем о ситуации вокруг поселка ЖБИ, ну, и, наконец, просто масса популистских высказываний в прессе и во время проведения круглых столов – извиняюсь, если что-то забыли. Итак, шуму много, осталось только понять: из-за чего?
Во-первых, посмотрим, чем все это заканчивается. А ничем! Проверки, на которые потрачены значительные государственные средства, показывают одно и тоже: особых поводов для беспокойства нет, «вода соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства». Резолюции митингов забываются уже на следующий день после их принятия. Масочные представления балагуров от экологии вызывают невольную оторопь у непривыкших к такой агитации жителей Ревды. Проходящие мимо бабушки невольно крестятся, наблюдая за тем, как беснуются приезжие ребята в масках монстров. Что касается, громких обращений от имени жителей ЖБИ, то практически никто из обитателей этого поселка даже и не в курсе, что под чем-то подписывались, и вряд ли подозревают, что их мнением прикрываются при составлении подобных петиций. В этих случаях в народе говорят: «без меня — меня женили». А за голословные заявления, ради красного словца брошенные, иногда приходится и через суд отвечать. В частности, 29 июня СУМЗ выиграл суд по защите деловой репутации у сопредседателя общественной организации «ЭкоЗабота» Александра Клюкина.
Далее, зададимся вполне естественным в этом случае вопросом: а кому и для чего это нужно? Не секрет, что в период предвыборных кампаний у многих общественных деятелей обостряется жажда публичности. Давний принцип: вложись в создание себе громкого имени, а дальше уже имя будет зарабатывать за тебя. Вот и вкладываются. Один из самых показательных в этом плане примеров – руководитель общественной организации «Чистый двор – Чистый город» Светлана Ефанова. Ревдинцам она практически неизвестна, хотя постоянно пытается заявить о себе: выступлениями на митингах, привозными флэш-мобами и созданием писем «от имени» жителей поселка ЖБИ. Когда выезжать на место недосуг, Ефанова организует одиночные пикеты на тему ревдинской экологии непосредственно у себя в Екатеринбурге. Немаловажная деталь: печься о здоровье жителей Ревды Светлана Андреевна предпочитает на расстоянии, постоянно проживая в столице Среднего Урала. Возникает ощущение, что нас пытаются втянуть в чужие игры заезжих гастролеров, и предлагают выиграть. Правда, ставок уже почти никто не делает. Общественного резонанса на проводимые ею акции не наблюдается. Никакого отклика в народе. Есть только письма, под которыми неизвестно, кто подписывался, и пара неубедительных фото в качестве иллюстрации. Видимо, ради этого всё и затевается.
Прежде, чем попытаться понять, чем могут заинтересовать эту вполне успешную даму ревдинские проблемы, сначала обратим внимание на некоторые моменты ее биографии. Из общедоступных интернет-источников известно, что в свое время Светлана Ефанова входила в совет регионального отделения партии «Яблоко», потом вместе с Гарри Каспаровым и Эдуардом Лимоновым участвовала в конференции движения «Другая Россия». Далее об ее успехах на политическом поприще слышно не стало, зато резко активизировалась общественная деятельность. В составе Комитета по решению проблем молодежи Свердловской области она требует отставки директора областного департамента по делам молодежи Олега Гущина, но почему-то на мероприятии вдруг возникает лозунг «Путин разберись с Росселем» (ИА «УралИнформБюро» от 12 августа 2009 года). Далее – работа в качестве политтехнолога в Горноуральском городском округе, из-за чего избирательная кампания приобрела «почти боевой оттенок» (российское информационное агентство ФедералПресс 29 октября 2010 года). После этого в интернет-блогах ее стали называть «авантюр-политтехнологом» и «рейдером от политики». В том же 2009-ом Светлана Ефанова вместе с «яблочником» Максимом Петлиным участвовала в организации пикета против запланированного роста тарифов, причем к раздаче агитационных листовок они привлекли несовершеннолетних, что привело к конфликту с милицией. И это вызвало оторопь и непонимание даже у вполне оппозиционного политика Леонида Волкова: «Какого черта люди считают возможным привлекать детей к раздаче листовок?» (сайт журнала «Русский репортер», 24 сентября 2009 года). Приключившийся конфуз с участием несовершеннолетних не остановил друзей-общественников — они переориентировались и стали обживать новую для них экологическую нишу. Максим Петлин действовал, в основном, по Екатеринбургу, поднимая вопросы вырубки леса и точечной застройки. Светлана Ефанова намеревалась организовывать экологические акции по провинции; в планах были и Кировград, и поселок Красногвардейский Артемовского района, но в результате остановилась на одной Ревде, - наверное, из-за того, что на транспортные расходы меньше тратиться. На общественной ниве друзья-товарищи трудились по удивительно схожей схеме: организовывали пикеты и митинги, подписывали коллективные воззвания.
Вечером 22 февраля 2011 года Максим Петлин был задержан по подозрению в вымогательстве взятки в 3 миллиона рублей. «По версии следствия, в обмен на деньги депутат обещал застройщику прекратить прессинг с помощью протестных акций, публичных заявлений и т. п.» (газета МК-Урал от 30 марта 2011 года). Чуть позже силовики обнародовали видеозапись, на которой Петлин ведет переговоры с застройщиками о требуемой сумме.
Итак, Максим Петлин ожидает решения суда, Светлана Ефанова продолжает тем временем работу «за себя и за того парня». Действительно, работает с удвоенной силой, едва поспевая с пикета на флэш-моб. Мы ничего не утверждаем, просто задаемся вопросом: нет ли в действиях коллег-общественников схожих мотивов? Ведь для чего-то же хочется общественнице Ефановой тратить на решение чужих экологических вопросов не только свое время, но и деньги? По самым скромным прикидкам, организация одного такого «маски-шоу», когда екатеринбургские студенты изображали из себя монстров на улицах Ревды, стоит не менее 10 тысяч рублей (покупка масок и плащей, оплата работы привлеченных к представлению ребят, транспортные расходы). Значит, потенциально, игра стоит свеч?
И тут, помимо политической версии и возникающих предположений об экологическом шантаже, появляется и еще одно подозрение. На Круглом столе, посвященном решению экологических проблем Первоуральско-Ревдинского промышленного узла, была озвучена такая цифра: с 2008 по 2010 год численность жителей поселка ЖБИ (того самого, о необходимости расселения которого говорят экологи) увеличилась с 571 до 654 человек. В этом году число прописанных в поселке также заметно прибавилось, в том числе и за счет екатеринбуржцев. Странно (не правда ли?) – экологи кричат о санитарной зоне, необходимости расселения, а люди валом валят, чтобы здесь якобы обосноваться. Ключевым словом в связи с этим, представляется, именно слово «расселение».
Итак, мы видим, что в последнее время протестные акции тоже становятся объектом купли-продажи. Установлен даже четкий тариф – от 300 до 500 рублей за разовое возмущение. Бедным студентам лёгкий приработок, отнюдь не бедным политтехнологам – звонкое имя. На примере множества случаев из современных российских реалий мы видим, как в ловких руках капитал общественный легко превращается в капитал вещественный. Наследники Мавроди, усвоившие для себя, что «доверие — это тоже бизнес», ждут новых слушателей и почитателей. Мы рассмотрели несколько версий повышения пристального внимания екатеринбуржцев к проблемам Ревды, но ни в одной из них мы не обнаружили мотивов для искренней заинтересованности пришлых общественников к решению насущных вопросов нашего города. Быть может, плохо искали, быть может, не там. Но, поверьте, за последнее время жизнь научила, что никто со стороны не позаботится о нас без выгоды для себя.
Татьяна АСЕЛЬДЕРОВА, депутат Думы городского округа Ревда:
— Экология-острая проблема всех промышленных зон обитания человека. Общеизвестно, что основным источником нарушения экосистемы является промышленное производство.
Экологическое неблагополучие в промышленных зонах складывалось десятилетиями, а порой и столетиями, включая исторические факты образования населенных пунктов вокруг заводов, эпоху социалистической индустриализации, эвакуацию заводов во время Великой Отечественной войны, усиленного развития промышленного комплекса страны в годы советских пятилеток.
Мероприятия по улучшению экологической обстановки требуют финансовых, технологических, материальных и временных ресурсов. В одночасье эту глобальную проблему не решить. Не решить ее и усилиями одного отдельно взятого предприятия.
На мой взгляд, все промышленные предприятия, расположенные на территории городского округа Ревда, должны обнародовать (через СМИ, публичные мероприятия и др.) свои программы (планы), направленные на экологическую безопасность своего производства. А затем систематически отчитываться о ходе реализации и эффективности принятых мер.
При таком подходе жители Ревды будут иметь возможность объективно и по достоинству оценить конкретные дела, реальный вклад предприятий в улучшении экологической обстановки. Увидим и тех, кто ничего не делает либо не выполняет обнародованные программы (планы).
Судя по действиям общественных экологических организаций Ревды и Екатеринбурга, единственным источником экологического неблагополучия в Ревде является СУМЗ. Хотя на сегодняшний день СУМЗ — единственное предприятие, сделавшее открытой информацию о всех своих делах, направленных на экологическую безопасность своего производства. Нравится эта информация или нет, но она есть.
Видимо, у местных и екатеринбургских общественных организаций имеется достоверная информация о том, что другие промышленные предприятия, даже расположенные в жилом массиве города, работают в экологически чистом режиме. Пусть поделятся.