Захламление памяти 443 просмотра
«По кладбищам, могильным плитам и эпитафиям можно судить о нации, ее невежестве или благородстве».
Д.Аддисон, английский писатель, 17 век
Ревдинец Валерий Мангилев два месяца работает администратором городского кладбища. Ежедневно он регистрирует захоронения, выезжает на места будущих погребений и общается с организациями, обслуживающими погост. Небольшого срока работы Валерию Аркадьевичу с лихвой хватило, чтобы понять — до цивилизованного вида городскому кладбищу еще далеко. Культура ревдинцев, посещающих могилы своих близких, оставляет желать лучшего. А похоронные бюро, обслуживающие население, большей частью заняты получением прибыли и выживанием в условиях жесткой конкуренции...
Сегодня на территории самого посещаемого «городского парка», как называют кладбище на местном рынке ритуальных услуг, захоронениями занимаются три предприятия: МУП «Обелиск», ИП Нестерова и ООО «Мемориал». Ежемесячно на кладбище производится от 75 до 100 захоронений. По Положению о порядке проведения захоронений, принятом городской Думой еще в 2009 году, все организации должны согласовывать свои действия с администратором кладбища. На деле же работники организаций, много лет занимающиеся похоронным делом, предпочитают лишний раз не обращаться к правилам, а руководствоваться собственным опытом. Утвержденный порядок захоронений носит лишь рекомендательный характер. И следовать этим рекомендациям погребальные салоны решают самостоятельно. Отсюда путаница в архивах и хаотичное расположение захоронений. Как следствие — дополнительные трудности у простых граждан. — Недавно ко мне приходит человек, три года назад у него хоронили здесь родственника, — рассказывает Валерий Аркадьевич.
— На похоронах он не присутствовал, был в другом городе, а сейчас приехал и просит показать могилу. Я смотрю общую архивную книгу и не нахожу нужного захоронения. Иду в «Обелиск», там поднимают архивные тома, слава богу, находят. А если бы не нашли? Пришлось бы идти дальше — в ИП Нестеровой, «Мемориал»…Нормальный человек, глядя на это, сказал бы: «Почему я должен ждать столько времени, чтобы найти могилу близкого человека? Что за бардак в этой конторе?». По правилам все организации, работающие на кладбище, должны заблаговременно извещать администратора о каждом захоронении. А он регистрирует их в общей архивной книге. До прихода Валерия Мангилева эти правила не всегда соблюдались. Валерий Аркадьевич, заступив на должность, сумел найти «точки соприкосновения» со всеми организациями, и сейчас общая архивная книга ведется, как полагается. Ведь из-за отсутствия регистрации в архиве захоронение может быть потеряно, и у родственников погребенного возникнут сложности с его поиском в будущем. По здравому смыслу кладбище должно представлять собой ровные продольные и поперечные ряды могил с дорогой между кварталами и дорожками между секторами. А что у нас? Теснота на некоторых участках такая, что пробраться по погосту можно только бочком. Проходов между захоронениями почти никаких, потому что оградки установлены произвольно, впритык друг к другу. Людям приходится за километр обходить металлические нагромождения, чтобы добраться до могил своих близких. Как на этом участке будет проходить другая похоронная процессия, и как зимой снегоуборочная техника будет чистить дорожки, вопросы почти риторические.
Нередки случаи, когда наши сограждане, собравшись отремонтировать памятник, привозят сразу целую машину цемента вместо маленькой горстки, реально необходимой для ремонта. Поправят памятник, а остатки, благополучно вываленные на дорожке между захоронениями, попросту бросают — авось кто-то уберет! Где же культура, господа хорошие? — Раньше было как? Захотел человек похоронить родственника у дороги, ему в фирме ритуальных услуг говорят «Пожалуйста! Только дополнительно заплатите...», — рассказывает Валерий Аркадьевич. — Он выкидывает лишнюю тысячу, и организация выкапывает могилу там, где клиент пожелает. А если в этом месте, к примеру, проходит водосток? А если она рванет, не дай Бог? Похоронные бюро ликбезом для населения себя не утруждали. Для них клиент всегда прав, потому что он — источник обогащения. Сейчас стараемся ситуацию менять, чаще информировать население о том, что можно и что нельзя, думать о последствиях. Еще одна проблема — захламленность территории кладбища. Стоит одному бросить пачку сигарет, поставить пустую бутылку, на этом месте тут же вырастает куча. А ведь, казалось бы, чего проще: едешь могилу прибирать, возьми с собой рублевый мешок из-под муки или сахара, сложи в него мусор, да и вынеси за ограду на дорогу. — Уборкой территории кладбища сейчас занимается «Обелиск» и выполняет свою работу добросовестно, — говорит Валерий Аркадьевич.
— В будние дни до 8 тележек с мусором вывозят. Мусора очень много было, особенно перед Радоницей. Народ повалил и за несколько часов так намусорил! «Обелиск» придумал раздавать гражданам мешки для мусора, чтобы люди сами из глубины секторов выносили мусор. Все нормальные граждане брали по 2-3 мешка и выносили. Но многие люди не удосужились даже вынести мусор на дорогу, чтобы проще убирать было, а набросали мусорные кучи внутри участков. Что тут скажешь? На мраморе памятников нашим близким мы высекаем слова «Помним, любим, скорбим». Но как мы далеки в действительности от смысла этих слов, если позволяем превращать в свалку последнее пристанище дорогих нам людей! Желание продавцов ритуальных услуг получать прибыль вполне естественно, полагает Валерий Аркадьевич. Но очень часто бизнесмены, обходя какие-то правила, сознательно поднимают цены. Клиент об этом даже не догадывается — у него горе, ему не до того. — По здравому смыслу клиент должен сходить во все три конторы, работающие у нас на кладбище, узнать цены, сравнить товар и выбрать подходящий вариант. Но выбора не происходит! Я понимаю, что конкуренцию еще никто не отменял, но давайте работать цивилизованно, не мешая друг другу! На общей территории мы должны действовать согласованно, а не по принципу «каждый сам за себя». Пример такого взаимодействия — Екатеринбург. Просто так зайти на территорию погоста и захоронить родственника не получится. Все тщательно контролируется, предъявляются единые «правила игры» для всех структур похоронного дела. Хочешь работать на кладбище и оказывать ритуальные услуги населению, принимай эти правила! Не хочешь их соблюдать, бизнес не сложится. В итоге, на кладбищах полный порядок, никакой путаницы и накладок. В Ревде пока по-другому, и особых мер воздействия на нерадивых предпринимателей у администратора кладбища нет. — Я могу написать жалобу в Управление городским хозяйством, если увижу нарушение со стороны организации, — объясняет Валерий Аркадьевич. — Но пока я довезу ее, пока ее рассмотрят, могильщики на кладбище сделают все, как хотят. Да и кто разбираться будет? Это же другая организация, значит, нужно через суд. Кому это надо? На крайний случай могу вызвать участкового, если увижу произвол. Но каждый раз прибегать к помощи милиции — это не выход. Пока что действую методом переговоров. Хожу по организациям, объясняю, что будет лучше, если на кладбище все-таки будет единоначалие. Прошу их еще раз пересмотреть взаимоотношения с администратором. Я лично готов вступить в полемику с населением, чтобы приучать наших граждан к культуре. Среди шутливо-мудрых афоризмов Козьмы Пруткова есть такой: «Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться». Так давайте же, сограждане, найдем место заботе о благоустройстве нашего последнего пристанища в этом «приготовлении».
Уважаемые читатели! Если у вас есть вопросы о порядке проведения захоронений, правилах работы на кладбище, принятых в городе; установке памятников, обязанностях администратора кладбища и качестве ритуальных услуг, обращайтесь в редакцию газеты по телефону 5-66-10, электронный адрес trud@edinstvo.tv . Мы обязательно на них ответим. Спрашивайте! Интересуйтесь! Получайте нужную информацию напрямую!