Сколько стоит болезнь 637 просмотров

75-летняя жительница Ревды Тамара Мулыкина прикована к постели. Пожилая женщина не первый год страдает болезнью Паркинсона, а недавно повредила кости таза.

Ухаживают за Тамарой Ивановной ее дочери и супруг, они же и покупают больной лекарства. Тамара Ивановна — федеральный льготник, но фактически воспользоваться своими льготами не может. Из трех дорогих препаратов два средства женщина вынуждена приобретать за свой счет, так как их нет в перечне лекарств, утвержденных министерством здравоохранения области для льготников. Третий препарат Тамара Ивановна с мужем ждут из области аж с 28 января. «Когда придет, не знаем», — отвечают провизоры в местной аптеке.

— Вот, смотрите и считайте, — раскладывает на столе коробочки с лекарствами супруг Тамары Ивановны. — Препарат «Мирапекс» стоит 2215 рублей за упаковку, а на месяц их нужно три. «ПК-мерц» подешевле — около 277 рублей, я выписываю две упаковки, чтобы хватило. Покупаю на свои деньги, хотя пенсии нашей едва хватает. А «Тидомет» ждем из области. Наш телефон взяли в аптеке городской больницы, которая обслуживает льготников. Обещали позвонить, как только что-то прояснится. В ситуации с лекарствами ни врачи, ни аптекари не виноваты, считают Мулыкины. Поставка лекарств «застопорилась» где-то на уровне областного правительства. — Я общался с Галиной Александровной Казымовой, ответственной за распределение лекарств в областной фармакологии. Обрисовал ситуацию, а она мне говорит: «Сейчас на базе нет никаких лекарств, но как только они появятся, мы сразу же направим их в Ревду». А когда точно это случится, сказать не может. Слышал я по телевизору, что льготники Екатеринбурга не получают лекарства уже три месяца. Что якобы деньги на эти цели пущены по другому руслу, их где-то «крутят»…. Сам глава семьи от льготных лекарств отказался еще два года назад.

По словам председателя социального комитета областной Думы Николая Воронина, сейчас в регионе около 10-17 тысяч неудовлетворенных рецептов. Только в Екатеринбурге очередников более 8,4 тысяч.

Галина Сорокина, директор Ревдинского филиала аптечной сети «Радуга»: — Это государственная программа, и ответственно за нее Министерство здравоохранения. Мы лишь предоставляем услуги населению. Приходит больной с рецептом, мы рецепт заводим в программу, в министерстве сразу видят, что он поступил на обеспечение. На основании этого рецепта нам отправляют лекарство, если оно есть. Если лекарства нет через 10 дней, мы этот рецепт снимаем с обеспечения по закону, то есть по акту снова сдаем в больницу.

— Зачем трепать нервы? Государство выделяет мне компенсацию около 600 рублей, я на них и покупаю себе лекарства, какие надо. В крайнем случае, деньги свои добавлю, если «прижмет». А препараты нынче пошли неважные по качеству…

Еще в 2007 году супруг Тамары Ивановны обратился с заявлением в городскую Думу с просьбой объяснить, почему в списке лекарств для льготников убрали целый ряд эффективных препаратов. Дума направила письмо тогдашнему министру здравоохранения области Скляру с вопросом, что же предпринимает министерство для решения проблемы. Ответ из области был таким: «…в настоящее время перечень содержит около 500 международных непатентованных наименований, 1600 торговых наименований, включенных в 28 фармакологических групп, и предоставляет врачу возможность широкого выбора альтернативных схем лечения по каждому виду заболевания. Однако, по нашим сведениям, жалоб на качество лекарственных средств от льготников не поступало. Основная причина недовольства — замена части импортных средств на аналогичные отечественные. Выбор отечественных лекарственных средств обусловлен, в первую очередь, ограниченным финансированием программы. Врач при назначении лекарственных средств обязан пользоваться утвержденным перечнем лекарственных средств…». Вот и найди виноватого! Нет препаратов в списке — врач их не выпишет. А те лекарства, что все-таки выпишут, придется ждать несколько недель…

За комментариями мы обратились по телефону к ведущему специалисту отдела госпрограмм государственного унитарного предприятия Свердловской области «Фармация». ГУП СО «Фармация» — один из лидеров по поставке лекарств в регионе. Конкретного ответа мы не получили. «Без комментариев, все вопросы в областной Минздрав», — услышали мы.

Тамара Алексеевна Андрюкова, председатель медицинской комиссии городского Совета ветеранов, не скрывает своего возмущения: — Каждый год в первом квартале ветераны испытывают трудности с поставкой лекарств. Куда только правительство смотрит! И если в прошлые годы проблемы с доставкой лекарств для льготников решались за пару недель, то в этом году творится что-то невообразимое. Человек заболел, врач выписал рецепт, больной пришел в аптеку, а там ему говорят: «Ждите! Нет лекарств!». А он ведь не виноват, есть такие жизненно важные лекарства, без которых больной обойтись не может. Вот и получается у нас, что за деньги — пожалуйста, а по льготам — нет…

О том, что еще в начале марта в Свердловской области образовался дефицит лекарств для льготников, неоднократно сообщали областные СМИ, в частности, газета «Коммерсант-Урал». Тогда региональное Управление федеральной антимонопольной службы отменило четыре аукциона на поставку лекарств, которые планировало провести министерство здравоохранения области. Причиной аннулирования аукционов стал ряд нарушений, допущенных чиновниками в конкурсной документации для проведения закупок. Проекты всех четырех контрактов не содержат условия и сроки оказания услуг, являющихся предметом контрактов, что противоречит п.7 ч.4. статьи 41.6 ФЗ-94. Проекты контрактов подробно останавливаются на функциях фармацевтической организации, но при этом не расписываются функции и требования к аптекам, которые на конечном этапе осуществляют исполнение контрактов. Глава областного Минздрава Аркадий Белявский, напротив, винит во всем плохую работу федерального сайта госзакупок. По его словам, федеральный сайт госзакупок не работал в течение двух недель, и разместить конкурсную документацию для аукциона удалось гораздо позже назначенного срока. О том, что областные власти некорректно подготовили документы, Белявский не упоминает. Областная Дума раскритиковала работу министерства здравоохранения и поручила г-ну Белявскому в кратчайшие сроки исправить ситуацию. Сейчас власти работают над восполнением дефицита: по словам министра с 22 по 25 февраля проведено 150 аукционов на закупку дополнительных лекарств на 150 миллионов рублей. С 17 по 31 марта препараты поступят в общую лекарственную сеть. Что касается отмененных аукционов, в пресс-службе Минздрава сообщают, что в кратчайшие сроки будет разработана новая документация.