Страус, пошёл! Семья из Ревды разводит на своём домашнем участке семейство экзотических птиц 1132 просмотра

Хозяйка Наталья Медведева рассказала нам, как они решились на это и почему страусам в нашем климате очень даже комфортно

Наверняка, у многих из нас есть близкие и знакомые, которые живут в своем доме и держат домашних животных. Курочки, коровки, кролики, поросюшки — вполне себе стандартный набор для небольшого хозяйства, которое и в быту пригодится, и бюджет семейный пополняет. Но одна ревдинская семья решила взять и добавить к своему поголовью... страусов. Да-да, простых африканских страусов. Разве такое возможно? Страусы — на Урале, в Ревде? Хозяйка Наталья Медведева рассказала нам, как они решились завести экзотических птичек и почему им в нашем климате очень даже комфортно.

Страус в голову клюнул

Семья Натальи и Константина Медведевых живет в небольшом домике на улице Пугачева. У них трое детей. Одному 10 лет, другому — 6 лет, а маленькой дочурке всего 10 месяцев. И девочка — ровесница четырех страусов, которые живут у них на участке. Страусы. Те самые птицы с длинной шей, маленькой головой, большими забавными глазами и мощными ногами. Первая мысль, которая проскочила при виде этих величественных особей: «Вы серьезно?» Страусов мы привыкли видеть в зоопарке. Или просто знаем, что они живут только в жарких странах, где-нибудь в африканских степях. Поэтому ты никак не ожидаешь встретить такую птицу в маленьком уральском городке на огороде, которая носится по вольеру, как какая-нибудь обыкновенная курица. Только раз в 20 крупнее.

В свой дом Медведевы переехали недавно. Убрали старые постройки, оставшиеся от прошлого хозяина, выкосили траву и огляделись.

— Земли много и ее надо как-то использовать, — рассказывает Наталья. — Мы сначала завели свиней, но нам не понравилось с ними возиться. Потом куриц. У нас сейчас есть петух и две павловские курочки. Есть три кролика. И тут муж говорит: «А давай еще страусов заведем». Ты чё хоть, какие страусы! А он: «Ты знаешь, какие у них яйца дорогие?»

Правда, страусы — это скорее мечта Константина. Они как-то раз ездили с женой на море и побывали на экскурсии, где им показывали этих птичек. Один страус взял и клюнул Константина в голову.

— Хорошо так долбанул, — смеется Наталья. — То ли в ухо, то ли в нос. Не помню точно, куда-то в голову. И видимо с того момента у него что-то в жизни поменялось. Захотел завести страуса.

А до мечты, как оказалось, пусть и не один шаг, но недалеко. Во-первых, надо понимать, как эта птица будет жить в уральском климате. Оказалось, легко! Африканский страус может выдержать зиму до -25 градусов. То есть, это предельная температура, при которой он может бегать на улице. Когда холоднее — жить в помещении. Поэтому, во-вторых, нужна большая стайка. Костя — мужчина с руками. Он быстро соорудил конструкцию, поставил забор вокруг довольно просторного вольера, засыпанного песком. Ну и, в-третьих, надо понимать, как со страусами обращаться в домашних условиях, чем кормить, как вообще с ними жить.

У страусов очень сильные ноги. Они с одного удара могут убить льва. А когти и вовсе напоминают динозавров. Фото Владимира Коцюбы-Белых

 

Память как у рыбки

В Свердловской области, как оказалось, никто содержанием и разведением страусов не занимается. Ближайшая ферма — в глубине Челябинской области. Константин поехал туда, чтобы посмотреть, как эти птички содержатся. Перенять опыт.

Следующий этап — надо где-то купить маленьких страусят. Ближайшее место — в Тюмени. В итоге взяли четыре двухмесячных птенца. Надо сказать, недешевых. Один страусенок стоит около 15 тысяч рублей. А более взрослая особь — порядка 150 тысяч. Привезли, поселили в стайку и начали бдить.

— Сначала они жили в стайке, им нельзя сразу на песок, — объясняет Наталья. — На деревянный пол мы клали черный материал, и каждый день его меняли. Чтобы они даже маленький камушек в рот не взяли. Если проглотят, то умрут.

Сейчас птичкам по десять месяцев. В июле 2020 года Наталья родила дочку, а в августе муж привез ей страусов. Они уже вымахали выше среднего человеческого роста. Бегают по своей площадке, растопыривают короткие крылья, что-то рокочут, любопытно протискивают длинные шеи через доски.

— Они вас запомнили, воспринимают как хозяев? — спрашиваю я.

— Не, у них память, как у рыбки. Посмотрите, как голова маленькая.

Наталья признается, что пока сложнее всего было зимой. Выпускали только при температуре до -25 и когда не было сильного ветра. И постоянно надо было подсыпать в вольере, чтобы они не поскользнулись и не сломали ногу. Если один сломал, значит, его надо убирать. Не хозяева это сделают, так сородичи.

Отличное зрение у страусов. И слух. Они слышат и видят за несколько километров. Правда, мозг крохотный. Поэтому назвать страусы умным животным нельзя. Фото Владимира Коцюбы-Белых

— Для них ноги — это самое главное, — кивает Наталья. — Мы, кстати, на зиму им вешали ультрафиолетовую лампу для отопления. Но даже ни разу не включали. Они не замерзали. Хорошо перенесли зиму.

 

Льва — с одного удара

Вольера им хватает. Они даже не весь его используют. Страусы не агрессивные, поэтому забора из нескольких досочек достаточно. Правда, как-то раз они игрались, один толкнул другого, и страус проломил нижнюю балку.

— Я выхожу из дома, а он стоит посреди огорода, — вспоминает девушка. — Что с ним делать? Два метра ростом, лошадь такая. Я подхожу, а он бежит от меня по всему огороду. Они же, как машина. Разгоняются до 70 км в час. Если начать гонять, они далеко убегут. Ну ничего, аккуратно загнали обратно.

Отвлечемся немного от страусов. А еще у Медведевых есть кролики. Фото Владимира Коцюбы-Белых

Скоро у страусов образуется семья. Там есть один самец и три самочки. Мужика сразу видно — он повыше ростом и у него розовый клюв. Сейчас они еще меняют перья. Самец будет черный, с белым оперением по бокам, а самки коричневые. Наталья говорит, что самый сложный момент будет, когда они начнут давать яйца. Это примерно через год-два.

— Вот тогда они будут агрессивными. На яйцах у них всегда сидит только самец. Он никого не подпустит. У него клюв будет красный, ноги красные. Бойтесь подходить. Говорят, если на вас летит страус, падайте на землю, и он вас не тронет. А если подниметесь... У него очень мощные ноги, он с одного удара льва убивает.

— И как вы собираетесь у них яйца забирать? — интересуюсь.

— (Наталья пожимает плечами) Еще не думали. Муж хочет инкубатор покупать, там яйца выхаживать.

 

Цыпа-цыпа, на капусту

В еде страусы не прихотливы. Трава, капуста, кабачки. Наталья говорит, что они любят все зеленое. Им даже, когда маленькие были, зеленый тазик ставили под корм, чтобы они не боялись и подходили, кушали.

— Капусту они просто обожают. Пекинскую, салатную, простую — любую. Для них это лакомство. Пробовали давать морковь и свеклу натертую. Не понравилось. А так комбикорм даем дорогой. Зимой еще сено. Но мы его перемалываем. Нельзя просто взять и тюк им кинуть. У страусов зубов нет, поэтому сено должно быть перемолото.

Наталья принесла пару качанов капусты. В стайке есть специальные лотки, куда страусам складывают еду. Девушка шинкует вилок, складывает в лоток, подзывает «цыыпа-цыпа». Птицы тут же сбегаются, протягивают свои длинные шеи и лакомятся. Забавные проглоты. На корм в месяц уходит около 8 тысяч рублей.

— А вот скажите, — спрашиваю я. — Прячут страусы голову в землю или нет?

— Это обман, — смеется Наталья. — Они и не летают. Только крылья поднимают. Они вот, когда маленькие были, очень хорошо пели. А сейчас перестали. Только рокочут. Зато танцевать любят. Утром выходят и начинают по кругу бегать. Гимнастика.

 

Это не бизнес. Пока

Главный вопрос — зачем им все это?

— Муж хочет страусами заниматься, — объясняет Наталья. — Ведь страус — это ценная птица. Яйца у них стоят недешево. Мясо тоже дорогое. В одном взрослой особи 40 кг чистого мяса. Также будем маленьких страусят выводить и продавать. Сейчас пока рано что-то говорить о бизнесе. Они маленькие. Не доросли до своих размеров.

Страусы могут жить до 70 лет! Это самая долгоживущая птица. За столько времени она становится чуть ли не полноценным членом семьи.

— Они такие большие, — смотрю я на страусов с удивлением. — Автоматически хочется дать им имя.

— Мы их никак не зовем, — улыбается девушка. — Разве что, «жопиками». Или говорим: «Ух, какие птички». Ну, ласково.

— Они столько лет могут с вами прожить. Не жалко? — намекаю я на убой.

— Конечно, жалко. Это же животное. Надо понимать, что с ним может случиться всякое. Ногу сломал — надо убирать. Или самец выберет двух самок, оставшейся ходу не дадут. Придется убирать. Разные могут быть ситуации.

 

«Ну, страус и страус»

Соседи реагируют на страусов спокойно, но с удивлением. Бывает, проезжает мимо машина, увидят с дороги больших птиц в огороде, остановятся. Кто-то даже на экскурсию напросится. Семья не отказывает.

— Мне не тяжело, — пожимает плечами Наталья. — Муж как-то спросил, мол, если дети к тебе на экскурсию придут, проведешь? А почему бы нет. Страусы — птицы интересные. Их и погладить можно, и покормить, и историю про них послушать. Только вот кататься на них мы не планировали и не будем.

В общем, люди любопытствуют. А семейство к большим птичкам в огороде привыкло. «Ну, страус и страус», — говорят они. Хотя факт, конечно, удивительный. Ведь, оказывается, африканским страусам совсем немного надо, чтобы жить у нас, на Урале. Где даже уральцы жалуются на суровый климат. Эти птички спокойно себе бегают, кушают снег зимой, лопают капусту летом. Даже лучше, чем курицы. И навоз дают качественнее коровьего. Его, кстати, сразу на грядки раскидывают — все в хозяйство.

Интересная страусиная авантюра. И хозяева молодцы. Видно, что все делают правильно. Они говорят, что в той же Тюмени кто-то брал десятки особей, а выживали лишь единицы. За ревдинских пернатых переживать не приходится.

И вот ты уходишь с участка, а эти глазастые зырят тебе в след, чего-то клокочут, покачивают длинными шеями. А ум ловит себя на мысли, что когда-то в Тайланде, в зоопарке, ты уже видел эту птичку. Худую, грязноватую, слегка облезшую. Эти ребята тут чувствуют себя гораздо лучше. В Ревде.