Про дисциплину присяжных. Почему рассмотрение тяжких дел в суде может затянуться 665 просмотров
Впервые в этом году в Ревде прошел судебный процесс с участием коллегии присяжных заседателей. Так что у нас появился первый опыт. И он не самый удачный. Потому что выявилась одна существенная проблема — ответственности за дисциплину присяжные не несут. То есть если они решили не ходить на судебное слушание, в лучшем случае, их просто пожурят.
Допустим, перед судом 400 человек, которых выбрала специальная программа, получили повестки, а на суд из них явилось 10. И из кого формировать коллегию, если учесть, что из этой десятки кто-то может не подойти или получить отвод. Для слушания в городском суде, как, например, Ревдинский, требуется шестеро присяжных плюс два запасных. Но если после отвода коллегию не удалось сформировать, слушание дела переносится.
Или, например, бывает так: слушание идет несколько дней. Кто-то из присяжных может прийти на первое слушание, а потом не прийти. А если состав коллегии присяжных неполный, дело начинают рассматривать заново.
Такая недисциплинированность присяжных затягивает процесс и усложняет работу нам, профессиональным юристам.
Подсудимые, которых обвиняют в тяжких преступлениях, могут по закону выбрать, чтобы его дело рассматривал суд присяжных. Многие так делают, судя по юридической практике. Видимо, считают, что присяжные им чем-то помогут. И нередко это бывает именно так.
Например, известно о случае, когда рассматривали дело об изнасиловании несовершеннолетней, и присяжные заседатели оправдали подсудимого. Что странно — коллегия в основном состояла из женщин. Или был случай, когда присяжные полностью оправдали подсудимого, которые на видео сознается в убийстве.
В нашем случае присяжные также оправдали подсудимого, обвиняемого в убийстве. Но нам удалось отправить дело на пересмотр, потому что мы доказали, что коллегия была сформирована некорректно.
И вообще вердикт присяжных можно обжаловать только в одном случае — если были нарушены какие-то процессуальные моменты. В противном случае — их вердикт обжалованию не подлежит.
Леонид СОПОЧКИН, прокурор Ревды
Фото Владимира Коцюбы-Белых