Почему Ревда задыхается в пыли и есть ли шанс изменить ситуацию 794 просмотра

Апрель в этом году поразил воображение своими погодными крайностями: середина месяца удивила необычным температурным плюсом, зато конец ошарашил снежным коллапсом.

И каждый такой взбрык вызывал целую волну негодования ревдинцев. В частности, обоснованным поводом для возмущения стал тот факт, что во время резкого потепления улицы города поглотила пыль от стремительно высохшего отсева. Коммунальщики, правда, пытались исправить ситуацию, но вместо благодарности получили целую порцию критики от жителей. 

С помощью участников группы «Ревда-новости» в соцсети «ВКонтакте» мы составили вопросы руководству Управления городским хозяйством. Суть большинства из них сводилась к одному — почему в Ревде все время грязно? Удар на себя принял заместитель директора УГХ Сергей Степанов.

«Я дышу тем же воздухом»

— Сергей Иванович, почему в этом году какое-то нереальное количество пыли в городе?

— А что в прошлом году лучше было? С каждым годом ситуация будет ухудшаться. Сегодня количество отсева, которое мы высыпаем в рамках требований, предъявляемых ГИБДД к зимнему содержанию дорог, технологически невозможно быстро убрать. Весь отсев убирается только вручную. Замечания жителей справедливые. И я полностью разделяю их негодование. Я ведь тем же воздухом дышу, потому что живу здесь же в городе, в обычной квартире. Но, повторюсь, сегодня в Ревде отсев с дорог можно убирать только вручную и только, когда снег полностью растает. И то не везде.

— Но почему подрядчик не может начинать уборку отсева сразу, как только сошел снег, а не ждать сухой, ветреной погоды?

— Пока на асфальте есть хоть немного льда и снега, убирать отсев руками и лопатами невозможно. А вообще, когда мы говорим об уборке таким способом, то имеем в виду такие улицы, как Павла Зыкина, где широкая проезжая часть и отсутствие трафика. А как это сделать на улице Горького? На большей части дороги там нет бордюрного камня, и весь отсев оказывается за пределами дорожного полотна. На тех же газонах, откуда выковырять его можно только вручную, граблями. Но там его такое уже количество, что руками никто собирать не будет. Это вообще не входит в обязанности подрядчика. Поэтому и пыли с каждым годом становится больше.

— А что делать?

— У меня нет ответа на этот вопрос.

Нужен ли городу пылесос?

— Но почему в других городах по-другому?

— Где? В Первоуральске? Там чистят только улицы, по которым гостевой маршрут проходит, на окраинах тоже ничего не убирают. В Екатеринбурге? Там также ужасно пыльно. Убирают только центральные улицы, а это замазывание глаз. По большому счету, везде одинаково. Потому что требования ГИБДД для всех одинаковые: отсева сыпать нужно в неимоверных количествах, а как убирать его потом — непонятно.

— В Первоуральске улицы чистят с помощью пылесоса. И такая машина справляется с отсевом лучше лопат, как мне кажется. В Ревде приобрести такую технику нет возможности?

— Сегодня, согласно 44 ФЗ, мы проводим конкурс на содержание дорог каждый год, победителем может стать кто угодно. И как в этом случае быть с пылесосом? Один год дать дорогостоящую технику одному попользоваться, на следующий год — другому победителю? Что с этой машиной будет? К тому же этот пылесос нужен на очень непродолжительный период времени. А дальше что, она стоять будет?

— А если сразу в условия конкурса на летнее содержание дорог вписать строчку о том, что победитель должен обладать определенным автопарком, в том числе пылесосом?

— Подрядчики, которые работают у нас в Ревде, в силу своей финансовой слабости не имеют возможности приобрести такую технику. А даже если и имеют, у них нет никакой надежды, что завтра кто-то не опустит цену на конкурсе еще больше и не выиграет его. И он со своим дорогостоящим пылесосом останется без работы.

— Почему нельзя заключить договор с градообразующим предприятием и брать технику в аренду там?

— На СУМЗе такая технология процесса, что пылесос нужен практически постоянно.

Улицы начнем мыть скоро. Но не все

— Давайте поговорим о чистке тротуаров. Вот их как раз чистит трактор, но выглядит это страшно: машина в клубах пыли, которая щеткой сбрасывает отсев на газон. Это происходит днем, когда люди на улице. Почему нельзя предварительно поливать улицу, перед тем, как начинать ее чистить?

— Потому что полив входит в летнее содержание дорог. Мы помоем улицы перед эстафетой на приз «Ревдинского рабочего», но не все, а там где побегут люди. Потом перед Первомайской демонстрацией. А потом все это уйдет в плановый режим. Но мыть мы будем только те улицы, по которым движется общественный транспорт.

На сегодняшний день влажная уборка, когда основная часть отсева убрана и не требует смыва под давлением остатков, не нужна — это бесполезная, дурная работа. Мы вылили воду, прошел час-два и ничего не изменилось. Есть города, где водой поливают асфальт для того, чтобы он не плавился, но у нас жары такой нигде нет. Зачастую даже жалко вылитую на асфальт воду без всякой пользы. Но правила требуют, чтобы мы поливали.

— Можно ли обязать подрядчиков быть более гибкими? Если уже в первых числах апреля появилась необходимость бороться с пылью, зачем ждать 15 апреля, когда по документам станет пора приводить город в порядок после зимы?

— В следующем году мы постараемся разыграть годовой контракт, а не как сейчас у нас на конкурс идут два сезонных контракта — на летнее и зимнее содержание дорожной сети. Чтобы предприятие, которое выиграло контракт, уже зимой, когда сыпет отсев на проезжую часть, понимало, что ей убирать его же. Мы и сейчас пытаемся объяснить подрядчикам, что у них нет морального права перекладывать заботу об отсеве на другое предприятие, но пока безрезультатно.

Ливнёвки нет и не будет

— А если вообще перестать использовать отсев, как средство борьбы с гололедом? Сейчас есть современные реагенты, почему бы не пользоваться ими?

— Во-первых, реагенты намного дороже отсева. Во-вторых, в Ревде нет системы организованного водостока, поэтому неизвестно, куда весной потечет вся эта химия. То есть это не только дорого, но и опасно.

— Я правильно понимаю — в Ревде вообще нет ливневой канализации?

— Есть, но она настолько локальна, что говорить о ней просто смешно. Дело в том, что сегодняшнее федеральное законодательство трактует организацию ливневой канализации, как целый проект со строительством очистных сооружений, которые предварительно хотя бы в каком-то минимуме очищали бы эти воды и отправляли в естественную среду. Но в городе такого проекта нет.

— Хотя бы теоретически вы допускаете возможность появления в Ревде полноценной ливневки хоть когда-нибудь?

— Я думаю, этого не будет никогда. Потому что таких станций очистки канализации должно быть несколько, в разных местах стока воды. А даже одна стоит неимоверных денег. В тот момент, когда город строили, проектировали, было совершенно другое понимание, как это должно быть, другое законодательство. А сегодня это сделать фактически невозможно.

— Отсутствие нормальной ливневой канализации это, конечно, проблема. Но даже существующие дренажные канавы находятся просто в удручающем состоянии — завалены отсевом, мусором. Почему подрядчик не может привести в порядок хотя бы их?

— Подрядчик все может, если в техническом задании будет такой пункт.

— А техническое задание составляет УГХ?

— Да, но у нас не всегда есть финансовая возможность включить этот пункт.

 

Как совместить и парковки, и площадки? Никак

— С автомобилями на газонах что предполагаете делать? Такая неправильная парковка явно не добавляет городу чистоты и ухоженности.

— Буквально на прошлой неделе было сообщение, что ГИБДД отказалась штрафовать автовладельцев за неправильную парковку, например, на газонах. Все это ложится на плечи администрации. Отказались по одной простой причине — нет федерального законодательства, которое определяет незаконность действий автомобилистов.

Но если мы говорим, что местные власти должны за этим следить, наверное, сначала местные власти должны обеспечить горожан стоянками, а не штрафовать. Потому что ничего от этого не изменится. Посмотрите, сколько машин в Ревде.

А знаете в чем еще парадокс? Что людям нужны и нормальные внутридворовые парковки, и детские площадки там же. И как это все уместить в наших дворах — непонятно. К тому же, кому нужна площадка, не могут договориться с автовладельцами. А раз нет решения собственников жилья, ничего во дворах и не меняется.

— Про парковки наши читатели вопрос не задавали, а вот про детские площадки спрашивали. Когда в городе появятся детские площадки?

— Сегодня мы планируем восстановить игровую зону в Еланском парке на месте снесенных деревянных конструкций. Мое глубокое убеждение — детские игровые площадки должны быть в общественных местах. Чтобы у детей была возможность побегать, покричать, не мешая при этом другим жителям. И люди должны привыкнуть, что с детьми гулять нужно в парке, а не в дворовой песочнице, загаженной собаками. Во дворе не должно быть шума, гама. Это все-таки место отдыха жителей.

 

Поставил и забыл

— Ржавые фонарные столбы и кривые светофоры — будут как-то исправляться эти объекты, потому что все это никак не красит улицы?

— В этом году из бюджета выделено 8,3 млн рублей на ремонт территорий, прилегающих к образовательным учреждениям. Как только деньги поступят, первым поставим светофор на Чехова-Чайковского.

Что касается фонарных столбов — на сегодняшний день УГХ реализует энергосервисный контракт по замене 2,5 тысяч светильников. Работу мы начали еще 1 февраля, закончить должны 12 мая. На территории городского округа должны поменять 2,5 тысячи светильников. Этот проект не предполагает ремонт опор. Из бюджета только на светильники выделено 50 млн рублей. А для того, чтобы поменять опоры, нужно сделать дополнительный проект полной реконструкции наружного освещения в городе.

Опоры, стоящие с момента строительства города, конечно, изношены. Но я считаю, что они должны быть такие, чтобы обслуживание их было минимальным. Опоры должны быть или бетонные или покрыты каким-то антикоррозийным материалом, чтобы быть устойчивыми к внешнему воздействию. Даже когда мы говорим о 2,5 тысяче светильников — это ведь не весь город. Представьте, какое количество опор нужно мыть, красить — это нереально. Опора должна быть такая, чтобы поставил и забыл.

— Вы говорите, что 2,5 тысячи светильников — это не весь город. А сколько еще осталось поменять светильников, чтобы во всем городе было светло?

— На этот вопрос мы сумеем ответить, когда закончим инвентаризацию. Представляете, в городе с момента передачи электросетевого комплекса от обслуживающих организаций, когда столкнули все в общий котел, ни разу не проводилась инвентаризация. Сегодня мы делаем только первый ее этап, и начинаем понимать, где у нас, что и как. К концу года станет ясно, сколько еще светильников нам нужно поменять.

Косить рады, но денег нет

— В Ревде много территорий прямо в черте города, которые в ужасном состоянии. Например, зеленая зона рядом с автостанцией. Кто обязан наводить там порядок?

— Город. Таких «дыр» на территории Ревды больше, чем нужно. Сегодня, согласно действующим нормативам, администрация города перевела в наше оперативное управление несколько ничейных участков земли. Но этого недостаточно. Для того, чтобы навести порядок, город каждый раз должен разыгрывать контракт. А для этого нужно понимать, какова площадь данного куска, что требуется убрать на этом участке и только после этого определить цену.

Необходимо эти «дыры» все обследовать, прийти к пониманию, что нужно сделать, а потом за кем-то закрепить. Но пока, чтобы закрыть этот вопрос, в казне просто нет средств.

— Читатели уверяют, что в последние годы газоны начали активно косить, но еще много участков остается неухоженными. Будут ли расширяться зоны уборки заросшей травы?

— Подрядчики должны косить траву не меньше двух раз летом. При этом мы каждый год формируем дополнительные объемы из тех территорий, которые не закреплены за нами, показываем эти объемы и просим у администрации дополнительного финансирования на уборку этих участков.

В качестве примера приведу въезд в город по Республиканской. Дорога областная, ее привели в божеский вид, но заросший репьем кусок от проезжей части до частного дома, формально — это муниципальная земля. И его тоже нужно косить, потому что надежды, что это будут делать собственники частных домов, уже давно умерли. Внешний вид въезда в наш город вызывает у всех большие сомнения. Мы говорим администрации: посчитайте, определите, как за этим ходить, и дайте на это денег. Мы будем следить. Но пока денег нет, и территория зарастает, к сожалению.

Беседовала Ольга ВЕРТЛЮГОВА