Ревда оказалась не готова к мусорной реформе 1180 просмотров
«Допустить мусорного коллапса мы не должны». Эти слова звучали рефреном на протяжении всего совещания, прошедшего 20 декабря и посвященного предстоящей мусорной реформе. До 1 января, когда реформа начинает работать, остается полторы недели, но сейчас выясняется, что Ревда к переходу на новые правила обращения с отходами оказалась полностью не готова.
На сегодняшнем совещании выяснилось, что регоператор не заключил договоры ни с одним предприятием Ревды. Также чиновники указали представителям "Экосервиса" еще на одну недоработку — от них до сих пор не было ни одного официального разъяснения в местной прессе о том, что предстоит ревдинцам с 1 января.
Работать по факту — себе в убыток
Основную проблему озвучил в начале совещания представитель «ТБО-Экосервис» Владимир Мисилов: не заключены договоры ни с потенциальным перевозчиком мусора «Спецавтобазой», ни с мусорным полигоном, ни с одной управляющей компанией города.
Руководители УК, также присутствующие на совещании, тут же ответили, что не видели внятной версии договора — только какую-то «болванку» без подписи руководителя и печати предприятия. Работать с таким «документом» все УК, кроме «Антека», руководство которого уже направило свои замечания в адрес регионального оператора, не посчитали нужным.
Что касается «Спецавтобазы», то здесь ситуация сложнее: руководство компании категорически не устраивают условия, которые им предлагает принять региональный оператор.
— Тариф был утвержден 10 декабря, первая встреча с «Экосервисом» у нас состоялась 17 декабря, — рассказывает замдиректора «Спецавтобазы» Олег Петров. — До этого никаких встреч не было. Каких-либо письменных обращений от «Экосервиса» ни в электронном, ни в бумажном виде, подписанных директором, нам не поступало. И сейчас мы узнаем, что регоператор кардинально меняет схему, по которой мы работали все эти годы, при этом плату за услуги увеличивать не хотят.
По словам Олега Владимировича, в постановлении правительства указано, что платить мусороперевозчикам можно исходя нормативов накопления ТКО (так как сейчас), либо по фактическому объему перевезенного мусора (так предлагает регопертор).
— А мы иначе работать не сможем, потому что при стоимости услуги, которую предлагает регоператор 300 рублей за куб мусора, мы не покрываем свои убытки. Поэтому разослали письма администрациями Ревды и Дегтярска о том, что с 1 января возить мусор прекращаем.
Владимир Мисилов тут же сообщил, что цену 300 рублей за куб предложило само руководство «Спецавтобазы». Олег Петров согласился, но уточнил, что эта цена была актуальной, если бы плата за вывоз мусора осталась в старой схеме. По новым условиям ее необходимо увеличить.
— Нас поставили сейчас перед фактом, — говорит Владимир Мисилов. — Вы требуете уже 400 рублей за куб, еще и без НДС. Для нас ваша услуга вырастет в разы. Если в течение двух-трех дней вопрос не решится, мы будем искать другого перевозчика. Почему мы выступаем за фактический расчет? Потому что это честнее и правильнее, потому что в таком случае ни одной несанкционированной свалки не будет. Мусороперевозчик будет убирать весь мусор, 100%. Мусор становится стратегическим сырьем. Чем больше вы привезете, тем больше получите. А работать по нормативу — у вас не будет никакой мотивации работать лучше и больше, вы же все равно получите свои деньги.
Глава думы Андрей Мокрецов включился в дискуссию и предложил компромиссный вариант — определить переходный период три-шесть месяцев:
— Пусть «Спецавтобаза» пока работает по старой схеме, но при этом нужно вести двойной учет по тому варианту, который предлагаете вы, а то мы так и не выйдем за рамки гипотетических предположений.
Будем гореть и платить штрафы
А вот как решить вопрос с полигоном участники совещания пока не решили. Проблема в том, что в новой схеме сбора ТКО на наш полигон предполагается возить мусор сразу из нескольких городов Западного округа, в то время как технической возможности для воплощения этого решения совершенно нет.
— Писать в министерство ЖКХ и энергетики мы начали тогда, когда узнали, что на наш полигон собираются возить мусор с шести муниципалитетов, — рассказывает суть проблемы директор «Горкомхоза» Ринат Хужин. — Мы написали, что принять такой объем не можем, помогите нам расшириться. На что нам ответили: ну, вы что-то делайте с полигоном, рекультивируйте… И добавили нам еще шесть муниципалитетов! Договор, который нам предлагает подписать регоператор, он кабальный. Мы технически не готовы принимать столько мусора, у нас будет просто коллапс на полигоне. Как показывает практика, избежать самовозгарания мусора весной и летом при таком состоянии, невозможно. Будет пожар. Мы оставляем за собой право выйти из этой схемы, поскольку в итоге за все буду отвечать я, как руководитель. В Росприроднадзоре меня поддерживают и тоже не понимают, почему на ревдинский полигон, который был образован только для Ревды, собираются везти отходы с 12 муниципальных образований. К тому же наш полигон относится к 1 категории, и на него с нового года распространяются лимиты, по которым у нас есть возможность принять только 61 тысячу тонн мусора в год. А, согласно территориальной схемы, нам привезут 140 тысяч тонн мусора. Значит, мы попадаем на пятикратный штраф по негативному воздействию на окружающую среду, что составляет 8 млн в год. Будем писать письменный отказ в Министерство ЖКХ и энергетики. Реформа нужная, но ведь не таким образом!
Владимир Мисилов попытался успокоить Рината Васильевича, заявив, что мусор будут возить только из Ревды, Первоуральска и Дегтярска, а остальные мусоропотоки регоператор направит на другие полигоны округа — лимиты превышать никто не собирается.
— Но дело в том, что 61 тысяча тонн — это ровно столько, сколько в год образует мусора только одна Ревда, — не успокаивался Ринат Хужин. — Даже если свои объемы добавят небольшой Дегтярск и огромный Первоуральск, мы все равно не справимся. Для Ревды полигона хватит на 10 лет. Для трех городов — намного меньше.
Результатом совещания стало поручение главы города Ирины Тейшевой формализовать, наконец, отношения и перейти от разговоров к детальной проработке документов. Сделать это нужно будет до 25 декабря.
— Этот день будет контрольной точкой, когда мы должны будем принять решения о дальнейших действиях, — считает Ирина Анатольевна. — Если будет самый плохой вариант развития событий, и вы не сможете договориться между собой — вся ответственность падет на регоператора, он должен будет обеспечить вывоз мусора собственными силами. Но у меня есть опасения, что если мы сломаем настроенную схему сбора мусора, то не факт, что построим не хуже сразу же в один день. Поэтому я заинтересована, чтобы оставить ту схему, которая реализуется сегодня. Начнем работать и будем смотреть, насколько она эффективна в новых условиях.
Ольга ВЕРТЛЮГОВА