«Я сюда больше никогда не вернусь!» 1045 просмотров

Чаще всего, к побегу приводят, в первую очередь, конфликты детско-родительских отношений. Побег в этом случае может быть связан с частыми наказаниями или страхами ошибиться, признаться в ошибке.

Побег ребёнка из дома — проблема, которая может случиться не только в неблагополучных семьях. Каковы причины такого поведения, как предотвратить ситуацию и что делать, если проблема уже возникла — поговорили с клиническим психологом и специалистом по детско-родительским отношениям Татьяной Фильковой.

По статистике, с уходом ребёнка из дома (в том числе кратковременным) сталкиваются 50% семей. И, вопреки стереотипам, не все из них «неблагополучные». Из хорошего дома, с собственной комнатой, компьютером и множеством игрушек ребёнок точно так же может сбежать «в никуда». Иногда такие побеги имеют больше демонстративный характер и заканчиваются вечером. Иногда это спланированный шаг, имеющий чёткие причины и цели. А иногда для ребёнка это сугубо импульсивное решение из-за давления длительной стрессовой ситуации. Но какой бы ни была причина, главное для родителей не только скорее вернуть своё чадо домой, но и предотвратить повторение опасной ситуации.

Клинический психолог и специалист по детско-родительским отношениям Татьяна Филькова выделяет несколько главных причин, которые приводят ребёнка к побегу из дома.

 

Когда причины в семье

— Первый и главный фактор — это, конечно же, семья. Чаще всего, к побегу приводят, в первую очередь, конфликты детско-родительских отношений. Побег в этом случае может быть связан с частыми наказаниями или страхами ошибиться, признаться в ошибке.

Здесь мы можем выделить такие особенности семьи как, например, гиперопека ребёнка в семье. Когда на него направлена чрезмерная забота и контроль. Как должен ребёнок жить, что должен делать, как он должен выражать своё мнение и эмоции. Обратная ситуация — это гипоопека. Когда нет чётких границ в жизнедеятельности ребёнка, он предоставлен сам себе, не удовлетворяются его материальные, духовные потребности.

— Если говорить именно о практике нашей работы психологического сопровождения, то всё-таки чаще убегают из неблагополучных семей. Но, когда мы работаем с подростками из обычных «благополучных» семей, с детьми малого подросткового возраста 10-12 лет, то со слов ребёнка мы слышим, как они анализируют ситуацию в семье. Мысли и чувства, которые их посещают в семейных отношениях, к сожалению, иногда связанны с размышлениями о том, что «если бы меня не было, никто бы не заметил», «мне было бы лучше уйти из дома, и тогда было бы всем хорошо».

Дети не умеют «экологично» переживать эмоции, они не умеют их правильно отражать, отождествлять. И, соответственно, испытывая какие-то негативные переживания, ребёнок закрывается. Особенно если дома существует запрет такие эмоции (нельзя кричать, психовать, агрессировать, злиться, разочаровываться). Ребёнок не может правильно пережить эти чувства, и психика реагирует «избегающим поведением». То есть даёт ему возможность избежать этих эмоций, уйти из дома. Это связано с эмоциональной незрелостью детей и подростков.

 

«Незрелость» родителей

Также бывают и эмоционально незрелые родители, которые своими поступками очень часто демонстрируют подобные черты. Конечно, это сказывается и на детях. Родители сами могут формировать такое поведение, как «уход из дома». То есть, когда сами родители ругаются между собой, и кто-то из них может хлопнуть дверью или бравировать тем, что уйдёт из дома, или разведётся, и в ссоре это всё очень эмоционально демонстрирует детям. Дети же живут по типу поведения родителей, черпают паттерн (шаблон) из семьи, и видят, таким образом, что при конфликтах и недопонимании можно уйти из дома.

Из-за психологической незрелости, взрослые даже могут накалять конфликт с ребёнком. В таких ситуациях на заявления ребёнка о том, что было бы лучше, если бы его вообще не было, взрослый в порыве ссоры может сказать: «Ну иди, собирай чемоданы!»

— Конечно, мы можем с вами говорить и о каком-то физическом давлении, физическом и эмоциональном насилии, которое родители используют, — поясняет Татьяна Филькова. — Бывают жёсткие наказания по типу «меня били, и я такой хороший вырос, и я буду бить своего ребёнка». Такие семьи у нас тоже есть, и они очень часто демонстрируют этот тип поведения. Здесь хочется сказать, что это вы и это ваша жизнь, а это ваш ребёнок и у него своя жизнь. Ваш ребёнок — это не вы, и он не должен выносить это.

Но наша жизнь на то нам и дана, чтобы всё время учиться. И хорошо, когда родители это чувствуют, и приходят с запросом «я хочу научиться качественно отражать свои эмоции, благополучно жить в отношениях с ребёнком, в своей семье».

 

Возрастные особенности

Относительно возраста в психологии есть чёткие рамки. Как правило, до 5-7 лет ребёнок не уходит из дома. Потому что в этот период очень выражена эмоциональная привязанность ребёнка к родителям. Опасность подобного шага возникает после первого десятилетия, когда ребёнок начинает сепарироваться от семьи и родителей, становится самостоятельным и выносит на поверхность своё мнение и позицию. В этом возрасте его больше привлекают отношения со сверстниками, которые могут предложить данный тип поведения. Помимо этого, у детей малого подросткового возраста может проявляться тяга к приключениям, фантазированию, которые могут склонить их к побегу из дома.

— После 13 лет это может быть фактором подросткового возраста. То есть, подросток в какой-то критической или стрессовой для себя ситуации может уйти из дома. Либо намеренно показать, продемонстрировать вот эту свою взрослость, принятием серьёзного решения уйти. Чтобы удивить или возмутить родителей, продемонстрировать важность своего слова. У подростков это ещё и может быть фактором принадлежности к группе, где ребёнок уходит из дома с друзьями или подругами, так как ему важно мнение и отношение этих сверстников.

Также, конечно, это бывают трудности в обучении, конфликты в школе со сверстниками, или учителями. И ребёнок уходит из дома, потому что он действительно не хочет идти в школу и испытывает трудности, в связи с этим, хочет избежать этого.

 

«Синдром бродяжничества»

Фактором риска являются и индивидуальные особенности. Сюда мы относим специфику эмоционального развития ребёнка. У детей также есть свои особенности характера: некоторые высокочувствительны, плохо переносят стрессовые ситуации, имеют вспыльчивый характер и склонны к импульсивным действиям. К сожалению, к индивидуальным особенностям относятся и наличие психических расстройств. Одно из которых — дромомания, или «синдром бродяжничества», влечение к побегам из дома, скитанию и перемене мест.

— Это уже тип психического расстройства, которое может возникать в довольно раннем возрасте. Даже был случай с 5 лет, но, как правило, с 7, 10, 12-летнего возраста. Такие дети уже действительно имеют серьёзные нарушения психики, нервной системы и низкий интеллектуальный потенциал. Влияет на развитие данного расстройства множество факторов: и травмы головного мозга, и нарушения внутриутробного развития, и генетическая предрасположенность. Конечно, в таких случаях, если никакие усилия родителей и помощь психологов не даёт положительного результата, можно уже подумать над тем, чтобы посетить врача-психиатра. Так как советами психолога здесь уже не проработать ситуацию, и в такой ситуации нужно прибегнуть к медикаментозному лечению.

 

Что делать родителям?

— Основа профилактики такой проблемы — это развитие тёплых эмоциональных отношений и здоровой атмосферы в семье. Общение с ребёнком, при котором он чувствует себя уверенно и психологически безопасно. Важным аспектом для этого является «безусловная любовь», любовь не за что-то, а просто потому, что ты есть и ты мой ребёнок.

Также важна поддержка с ребёнком тесного эмоционального контакта. То есть интересоваться его пристрастиями, интересоваться его успехами, хобби. Интересоваться его мнением, чтобы он ощущал себя полноправным членом семьи, несмотря на возраст 5, 10 или 15 лет.

Необходимо раскрывать в отношениях с ребёнком любые эмоции, как позитивные, так и негативные. Чаще всего у нас в семье идёт запрет на негативные эмоции, но важно научить ребёнка их переживать. Если он не сможет их пережить, то на фоне нереализации эмоций он может просто хлопнуть дверью и уйти, потому что дома нет права шуметь, нет права возмущаться, демонстрировать боль, несправедливость, разочарование, агрессию.

Следующий совет — это относиться серьёзно к словам ребёнка, когда идёт угроза «я уйду». Важно задаться вопросом, почему именно в такой форме ребёнок привлекает к себе внимание, почему это нельзя сделать какими-то другими словами или поступками, а именно сразу демонстрировать уход, прибегать к такому критичному поведению.

 

Как вести себя после возвращения ребёнка?

Если ребёнок все-таки ушёл из дома, сбежал, не важно, какое время это длилось — час, два, сутки. Самое главное, что он вернулся. Что точно не стоит делать родителям в первую очередь — так это наказывать ребёнка за это (особенно физическим наказанием!). Второй момент, что не стоит делать — давать комментарии по поводу этого поступка через какой-то промежуток времени, когда уже ситуация преодолена, и ребёнок понял свою вину, и родители поняли свои ошибки. Третий момент, если родители все-таки виноваты в этой ситуации, наговорили каких-то грубых эмоциональных вещей ребёнку, то обязательно необходимо извиниться. Необходимо признать свою ошибку, неправоту, проявить взрослую позицию.

Самое главное, уважаемые родители, если вы сами не справляетесь с ситуацией в отношениях с ребёнком, с бродяжничеством, с уходом из дома или с желанием уйти из дома, пожалуйста, обращайтесь к специалистам. Вы можете записаться на консультацию к психологу в детскую поликлинику по телефону 3-66-76, в кабинет «Подросток», где у нас работают 2 детских психолога, либо к нашему детскому врачу-психиатру.